Как добиться взаимопонимания с детьми младшего школьного возраста?
В это время - с 7 до 10 лет - очень важно обращать большое внимание на то, как ребенок учится, общается, играет. Игра – это один из немногих способов развить в ребенке его самостоятельность, мышление, сочувствие, логику и многие другие социально значимые качества. Особенно полезны те игры, которые пробуждают чувство так называемой общественности. Оно помогает ребенку понять, что он и его семья не одна на свете, что существуют другие люди, и самое главное - что каждый из них очень индивидуален и необходим обществу.
Основная задача родителей – проводить беседы с детьми на темы о поведении на уроках, на переменах, на прогулках, а также в других значимых ситуациях: при возникновении опасности, при словесном оскорблении со стороны учителя и сверстников. Проще говоря, нужно объяснить основные моральные нормы: что такое хорошо и что такое плохо. При этом надо сохранять характер именно дружелюбной беседы, а не грубой нотации, т.е. спрашивать ребенка мнение на этот счет, как бы он себя повел в данной ситуации и в случае правильного ответа хвалить его. Даже если малыш ответил неверно, не нужно ругать его, нужно просто посоветовать ему, как лучше делать по-другому, в свою очередь, объяснив почему.
Первые три года обучения в школе, а в особенности первый класс является трудным этапом в жизни ребенка. Наиболее сложно тем детям, которые не посещали детский сад, т.к. именно там ребенок получает опыт общения с окружающими, а главное- с наставником – воспитателем. Малыш должен понять, что учитель – это не его друг или брат, не мама и не папа, это человек, дающий ему знания, которого нужно уважать и слушаться, обращаться к нему на Вы. Но не стоит запугивать ребенка, что в школе не интересно, там только учатся… Наоборот, вы должны привить ему интерес к учебе. Известен один способ пробудить это чувство.
Как вы уже догадались, этот способ – игра. Именно игра пока еще на первом месте у детей. Но игры необходимо выбирать правильные, то есть развивающие. К примеру, тот же самый «испорченный телефон», знакомый всем с детства, оказывается, развивает слух, память и внимательность. Рисование – моторику мелких мышц рук, вкус и усидчивость. Но не стоит заставлять ребенка заниматься одним и тем же подолгу, может пропасть стремление к познанию нового.
Также надо постепенно приучать ребенка к распорядку дня, дисциплине и внедрять в его жизнь простые в выполнении, но всё же обязанности. Таковыми могут стать уход за домашними животными (прогулка с собакой, кормежка животных, попугая, например), уборка в своей комнате, шкафу, на полке и многое, многое другое. Это должно помочь ему почувствовать себя более самостоятельным.
Помните, что для ребенка жизненно важно посещение школы, несмотря на то, что, по вашему мнению, вы можете сами дать ему хорошее домашнее образование. Как бы вы ни старались, ограждение его от школы, а значит, от общества не принесет ему ничего хорошего, во взрослой жизни он не сможет найти своего места, ведь когда-то в детстве недополучил опыта общения с людьми, вовремя не адаптировался. Важно, чтобы малыш научился работать в коллективе, был готов к конкуренции, потому что родители не вечны и не смогут до скончания веков оберегать свое дитя от всех невзгод.
Большое значение имеет школьное «снаряжение». Во-первых, для исключения чувства обделенности, у ребенка должно быть всё необходимое, как и у всех детей: ранец, пенал, учебники… Во-вторых, вы должны следить за внешним видом ребенка, в школу следует ходить причесанным, в чистой, опрятной одежде. А в-третьих, с серьезностью следует отнестись к выбору ранца для малыша. Основные критерии здесь это удобство (вы же не хотите для ребенка проблем со спиной и осанкой?); практичность – не нужно выбирать слишком большой или слишком маленький, слишком маркий портфель (кстати, вес его вместе с учебниками не должен быть более 3-4 кг). И самое главное, следите, чтобы все школьные принадлежности, купленные вами, нравились малышу – никому не хотелось бы видеть, что ребенок носит, например, неудобную форму с неудовольствием. Не делайте так – ведь школьнику и так очень сложно вступать в самостоятельную жизнь.